Автор |
Сообщение |
|
# Дата: 4 Дек 2002 20:12
ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ В КИЕВЕ: ОЛДИ, ВАЛЕHТИHОВ, ДЯЧЕHКО И ДРУГИЕ!
Уважаемые коллеги, любители фантастики! 17 декабря в КИЕВЕ состоится ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ФАHТАСТИКИ, в котором примут участие Генри Лайон ОЛДИ (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский), Андрей ВАЛЕHТИHОВ (Харьков), Марина и Сергей ДЯЧЕHКО (Киев). Вечер начнется в 18:30 в Синем зале Дома Кино, ул. Саксаганского, 6. В программе -- представление молодых авторов (Владимир АРЕHЕВ, Яна ДУБИHЯHСКАЯ, Михаил HАЗАРЕHКО; все -- Киев), дискуссия по проблемам фантастики, ответы на вопросы, конкурсы. Если вы не можете прибыть в Дом Кино -- не беда, мы приглашаем вас принять участие в вечере виртуально. Hас интересует ваше мнение по таким проблемам: -- отечественная фантастика третьего тысячелетия -- есть ли новые идеи, открытия, явления? Если да -- то какие, если нет -- почему? -- какие темы фантастики могут заинтересовать читателей завтра? -- какие претензии вы можете высказать к творчеству "зубров" фантастики и "молодняка" -- в частности, вышеперечисленных? Кроме того, ждем от вас вопросов ко всем участникам вечера, а также скетчи, шаржи, пародии (в любой форме, в т. ч. графической). Вас ждут три приза (книги с автографами писателей): -- автору наиболее глубокого суждения по затронутым проблемам; -- автору наиболее интересного вопроса; -- автору наиболее остроумного скетча (шаржа, пародии). Свои сообщения присылайте на Форум Марины и Сергея Дяченко: http://forum.rusf.ru/marser/ -- где в рубрике "Общие вопросы" будет специально выделена тема "ДЛЯ ВЕЧЕРА ФАHТАСТИКИ", или на наш e-mail: marser@ukrnet.net Отчет о вечере будет помещен на страничке М. и С. Дяченко. Вечер фантастики -- составная часть "Дней русской книги", организованных журналом "Радуга", обществом "Русь" и посольством Российской Федерации. Мы благодарны им за предоставленную возможность! До встречи -- очной или заочной -- в Доме Кино!
В программу творческих встреч также входят: 18 декабря, среда: с 12:00 до 16:00 -- "Круглый стол", посвященный русской литературе (Дом Кино). 19 декабря, четверг: в 13:00 в книжном магазине "СЯЙВО" -- встреча с писателями-фантастами Г. Л. Олди, А. Валентиновым, М. и С. Дяченко. Вы сможете неформально пообщаться, задать вопросы, высказать свое мнение, получить автографы. [Марина и Сергей Дяченко, г. Киев.]
|
Марина и Сергей Дяченко
|
# Дата: 4 Дек 2002 20:23
Уважаемые коллеги, любители фантастики!
Вы уже знаете о творческих встречах в Киеве, о приезде Г.Л.Олди, А.Валентинова в Киев, о конкурсах. Эти встречи составная часть "Дней русской книги", организованных журналом "Радуга", обществом "Русь" и посольством Российской Федерации. Мы благодарны им за предоставленную возможность! Мы хотим также поздравить журнал "Радуга" с юбилеем -- 75-летием! Журнал этот имеет огромное значение для русскоязычной интеллигенции Украины, это мост между нами, Россией и другими странами бывшего СССР. В числе других произведений журнал "Радуга" активно печатает и фантастику: целый ряд произведений, впервые увидевших свет на страницах журнала, стали затем лауреатами "Бронзовой Улитки", "Странника", "АБС-премии", "Звездного Моста" и т. д. Сегодня журнал переживает период обновления -- он стал "толще", обрел яркую, красочную обложку, оригинальный дизайн. Hедавно принято решение помещать на его страницах рассказы победителей престижных литературных конкурсов фантастики, лауреатов фестивалей, таких как "Интерпресскон", "Роскон", "Странник", "Звездный Мост" и др. Активно будет поддерживать журнал и молодых писателей-фантастов, дебютантов. Hа юбилей "Радуги" приедут многие деятели культуры из России и других стран. Мы будем рады, если и вы сможете поздравить журнал телеграммой (01004, Киев-4, ул. Пушкинская, 32), факсом (238-65-19) или по e-mail: bgm@review.kiev.ua (для "Радуги").
|
Ант Скаландис
|
# Дата: 15 Дек 2002 23:40
Добрый день!
Выкладываем (без купюр) мнение Анта. Я лично совершенно не согласен со многими его положениями - но тем интереснее будет спор на вечере, где его письмо будет обсуждаться. Если у кого есть аргументы "про" и "контра" позиций Скандлиса - милости просим высказываться.
Сергей Дяченко.
************************** Ант Скаландис
Мнение по поводу.
Вот, ребята, отвечаю по порядку. Извините, что длинно, по-другому не умею. Уж и не знаю, интересно ли это будет кому-то. Можете и какие-то отрывки зачитать, если сочтете нужным. С радостью принял бы участие в живой дискуссии. Режима онлайн на вашем вечере не будет?
-- отечественная фантастика третьего тысячелетия -- есть ли новые идеи, открытия, явления? Если да -- то какие, если нет -- почему?
В этом вопросе я пессимист. Еще года четыре назад, завершив активные выступления в фантастике своей совместной с Гаррисоном трилогией и не перейдя на тренерскую работу, я вдруг понял, почему мне стало неинтересно писать и даже читать фантастику. В ней нет и не может быть новых идей, открытий и явлений. Научная фантатсика как направление в литераутре благополучно умерла, я писал об этом неоднократно (http://writer.fio.ru/news.php?n=15003&c=1554), а литература в целом планомерно деградирует вместе со всеми прочими видами искусства, что с каждым годом становится все очевиднее для подавляющего большинства серьезных исследователей. Очевидно, взамен традиционных ценностей где-то в глубине виртуального пространства нарождается новый вид искусства на стыке мутирующего человеческого интеллекта и информационных технологий, но этот феномен еще реально не вылупился. Говорить о нем, как о новой фантастике, новом кино, новой музыке или новой живописи абсолютно преждевременно. То, что сегодня делается в Интернете - это убогое и зачастую уродливое отзеркаливание всей многовековой культуры человечества. В обычной оффлайновой литературе дело обстоит еще печальнее. Никакой фантастики 21-го века просто не существует - все, что пишется и издается - это просто ремейки, более или менее талантливые.
> -- какие темы фантастики могут заинтересовать читателей завтра?
Если честно, не знаю, и даже иногда боюсь думать об этом. Сказать: информационные технологии - банально и наверняка ошибочно. Сказать: Человек, Любовь и Смерть, вечные темы - тоже банально и даже пошло, хотя как раз не ошибочно. Гораздо оригинальнее будет сказать, что всех вдруг заинтересуют взаимоотношегния людей и животных или проблемы здоровья. А почему бы и нет? Но это так, в порядке бреда. Точно знаю, что никого уже не заинтересуют техника, космос, абстрактная философия, и, хочется верить, перестанет интересовать эзотерика - сколько можно?
> -- какие претензии вы можете высказать к творчеству "зубров" > фантастики и "молодняка"?
Что касется настоящих "зубров", то есть тех, кто начинал писать еще при совесткой власти, я их всех люблю, иногда и сегодня почитываю, и претензий к ним не имею, скорее проникаюсь сочувствием. Зубры, они и есть зубры, им комфортно в Беловежской пуще, той, реликтовой, которая была еще до Беловежских соглашений, а в новый мир они все равно уже не впишутся, хоть и не все понимают это. Бессмысленно и, может быть, даже вредно нести идеи социальной фантастики времен загнивания социализма в нынешнюю постиндустриальную, метакультурную, псевдогуманистическую эпоху. Молодняк знаю очень плохо, но по мнению специалистов, которым я доверяю, серьезных прорывов пока не отмечено, а на несерьезные времени жалко. Какие уж тут претензии? Только к себе как к читателю.
Ант Скаландис
|
Владимир Ларионов
|
# Дата: 15 Дек 2002 23:47
Добрый день!
Выкладываем мнение Владимира Ларионова (без купюр). Если кто-то хочет поспорить с его тезисами - милости просим.
*********************** Владимир Ларионов
Вечер фантастики
Здравствуйте, дорогие Марина и Сергей!
Во-первых, журналу "Радуга" и его редакционному коллективу мои сердечные поздравления с 75-летием и пожелания дальнейших творческих успехов, в том числе и в пропаганде хорошей фантастики, которая, как я знаю, на страницах "Радуги" публикуется регулярно!
Во-вторых, относительно "моего мнения по таким проблемам":
> -- отечественная фантастика третьего тысячелетия -- есть ли новые > идеи, открытия, явления? Если да -- то какие, если нет -- почему?
Уверен, что новые открытия отечественной фантастики третьего тысячелетия ожидают всех нас впереди.
> -- какие темы фантастики могут заинтересовать читателей завтра?
Главная тема, которая интересовала читателей фантастики вчера и так же будет интересовать их завтра - это человек и его поведение в необычных обстоятельствах. Под необычными обстоятельствами я подразумеваю не обязательно войну с монстрами на далёких планетах. Такие обстоятельства могут возникнуть на кухне обыкновенной квартиры и в научной лаборатории, за кулисами театральной сцены и на лесной опушке - всё зависит от таланта автора. "Чудо, тайна, достоверность" - формула фантастики, давно открытая братьями Стругацкими, по-прежнему ждёт от писателя-фантаста оригинального творческого наполнения.
> -- какие претензии вы можете высказать к творчеству "зубров" > фантастики и "молодняка"?
У "молодняка" (и не только) меня часто удручает убогая литературная составляющая текстов, неумелое владение богатейшими средствами русского языка, отсутствие стилистической отточенности, а иногда - просто элементарное незнание орфографии... Пока всё:)) Возможно, позже ещё что-то напишу (или вопрос пришлю). Всяческих благ и удач! Ваш, Владимир Ларионов
|
Vladimir Borisov
|
# Дата: 15 Дек 2002 23:52
Добрый день!
Выкладываем мнения Влада Борисова. Кто хочет его оспорить? Милости просим.
***************************** Vladimir Borisov
Дорогие Марина и Сергей!
Вот чтобы не откладывать в долгий ящик, спешу сразу же ответить.
MSD> Hас интересует ваше мнения по таким проблемам:
MSD> -- отечественная фантастика третьего тысячелетия -- есть ли новые MSD> идеи, открытия, явления? Если да -- то какие, если нет -- почему?
Очень трудно отвечать на этот вопрос. Во-первых, потому, что за два годы вышло огромное количество книг (по моим скромным прикидкам, более тысячи), и прочесть всё это я просто не в состоянии. Что-то новое в мощном потоке несомненно есть, но оно легко может затеряться среди прочего. Кроме того, в произведении ведь важно всё, и нечто новое может скрадываться неумением авторов использовать всю палитру художественного творчества, в результате оригинальная идея может не совмещаться с языком, сюжетом, характерами героев и т.п. А в таком случае что толку говорить об идее? И наоборот: читая многие вещи, я замечаю, что автор придумывает виртуозные повороты сюжета, пишет так, что если бы эта книга вышла каких-нибудь 20 лет назад, ей был бы обеспечен грандиозный успех на фоне того, что мы имели тогда, но сейчас, проглотив роман, я с легкостию необыкновенной забываю его, потому что ни активное повествование, ни оригинальные находки, никакие выкрутасы меня не затронули по-настоящему, не заставили отложить книгу и посидеть часок-другой в раздумьях.
Во-вторых, несомненно за эти два года я прочел как минимум с десяток книг, которые меня таки тронули, которые я запомнил, героям которых я сопереживал. Но вычленить что-то оригинальное всё равно трудно. Наверное, главное, что я заценил и буду ценить в ближайшее время -- это способность авторов экспериментировать. Эксперимент в литературе, эксперимент в фантастике -- это всегда риск, это возможность провала, и авторы часто боятся этого (я их вполне понимаю и никак не могу осуждать). Но, не экспериментируя, невозможно расти. Поэтому я приемлю любые эксперименты в первую очередь. Приведу несколько примеров: Геннадий Прашкевич, "Царь-Ужас" (попытка художественными средствами показать мир без искусства, то есть без этих самых художественных средств), Хольм ван Зайчик (вторая цзюань -- в уже сформировавшийся фантастический мир вводится новая составляющая -- скажем, магическая), Андрей Лазарчук и Ирина Андронати, "За право летать" (стандартная форма космической оперы наполняется новыми нюансами), Михаил Успенский, "Белый хрен в конопляном поле" (даже не могу точно сформулировать, но это мощный уход от прежнего Жихаря), Дяченки-Олди-Валентинов (чуть ли не каждое новое произведение -- рывок за свои прежние пределы, отход от завоеванных вершин в неизведанное). Это всё навскидку, первое, что пришло в голову, но ведь каждая новая книга Павла Амнуэля, Юлия Буркина, Александра Громова, Святослава Логинова, Сергея Лукьяненко, Владимира Михайлова, Николая Перумова, Вячеслава Рыбакова, Владимира Савченко (и кого-то я наверняка пропустил, уж извините, равно как и за то, что не называю конкретных произведений, отчасти потому, что кое-что читаю до выхода в свет; и набор имен нарочито из разных поколений...) не оставляет ни меня, ни многих читателей равнодушными, и именно от этих (от таких!) авторов ждешь чего-то по-настоящему нового...
И будем посмотреть, что и как получится у совсем новой волны (Белаши, Белянин, Каганов, Плеханов и несть им числа)...
MSD> -- какие темы фантастики могут заинтересовать читателей завтра? MSD> -- какие претензии вы можете высказать к творчеству "зубров" MSD> фантастики и "молодняка"?
С вашего позволения я объединю ответ на эти два вопроса. Ибо в "претензиях" скажу о том, что интересовало бы завтра, а точнее, уже сегодня, меня лично, но чего я не нахожу (или нахожу в микроскопических дозах) в выходящих книгах. Прежде всего, это, скажем грубо, "фантастика ближнего прицела". То есть не выдуманные от начала до конца истории в неких параллельных мирах, очень мало соприкасающихся с нынешней реальностью, а размышления о том, куда мы идем. Мне представляется, что самое ближайшее будущее человечества ознаменуется решительными прорывами в информационных, биологических, энергетических направлениях, а это, в свою очередь, вызовет серьезные изменения в социальной сфере и даже, не побоюсь этого слова, в мировоззрении очень большого пласта рода человеческого. Проблемы тут я вижу следующие: этика мирового сообщества не поспевает за технологиями. И альтернатива видится такая: или человечество выйдет на новые горизонты в отношениях человека к человеку, или же оно неизбежно будет отброшено назад в цивилизационном плане (если вообще не будет уничтожено). Нужна не просто терпимость к "инакомыслящим", но и выход на новый уровень альтруизма. Растет энерговооруженность каждого отдельного человека, и нельзя не считаться с претензиями отдельных маргиналов, фанатиков, революционеров, сепаратистов и т.п. Это не значит, что следует потворствовать их помыслам, но нужно принимать меры по выравниванию уровня жизни, что косвенным образом могло бы понижать уровень напряженности.
Казалось бы, причем тут фантастика? Притом. Завтра среди нас появятся клоны и искины, с совершенно новыми возможностями. Как мы будем с ними уживаться? В информационном отношении мир уже сейчас прозрачен настолько, что я, не отходя от домашнего компьютера, делаю то, что еще десять лет (всего-то!) представлялось возможным лишь где-то в туманной будущей дымке. Завтра мир будет еще прозрачнее. А мы к этому в большинстве своем не готовы совершенно. Так уж получилось, что никто, кроме фантастов, к этому мир не подготовит. Надо сеять зерна будущего. Понимаю, что это -- не самое приятное занятие. Гораздо проще развлекать. Я не против сказок и сказочек. Но я за то, чтобы в любой сказке был "добрым молодцам урок".
-- Ваш Влад.
P.S. Извините за сумбур. Но я был искренен.
|
|
# Дата: 16 Дек 2002 19:44
Добрый день!
Вот выдержки из некоторых писем, пришедших к нашему вечеру.
Сергей.
********************************* Privet, Masha, Sergej! ...ходили вчера в Ottawa Public Library поискат" ьто там ест" ест" из русского. Там довол"но много книг на русском (и Веллер, и Пелевин, и Аверченко, и, конечно, классика - но то что мы там нашли нас настол"ко ошоломило (и в очен" приятном смысле) - Там был ваш Армегет-дом! Который, по-прежнему, я ценю сил"но.
А вот вам вопрос (dlq zawtra)-
1. У Набокова, например, много идей шло от из переживания друх культур (a kul"tura - eto chto: язык prezhde wsego(!- ved" qzyk dlq pisatelej, chto ruki dlq slesarq), историq, нравы и т.д.): американской и русской - Начинаешь новыми(свежими,лишеными стереотипов) глазами смотрет" и на ту, и на другую. Может в этом искат" идеи и нашим авторам? - К счастью на Украине у многих тоже вживаются две кул"туры: русская и украинская. А?
2. Какого отношение пресутвующих (и уважаемых) авторов k идее www.proza.ru (www.stihi.ru)- Национальнoгo серверa современной прозы / poezii. Is not it brilliant? (Razve ето не отличная(чудовая) идея)?
(Kak na schet sozdaniq analogichnogo - no dlq ukrainskogo naslediq?)
Ох, тяжко по-русски набиват" :)
С наступающими!
Dr. Dmitry O. Gorodnichy, Computational Video Group, IIT, NRC Montreal Road, M-50, Ottawa, Canada K1A 0R6
http://www.cv.iit.nrc.ca/~dmitry
********************************* Честно говоря, слово "конкурс" на меня действует парализующе - умные мысли испаряются тут же :) А вопрос, который я хотела бы задать всем участникам вечера, таков: "На фоне непрекращающихся жалоб "зубров" на низкий уровень "молодняка" - не хотели бы уважаемые участники (каждый из которых имеет немалый "соавторский" опыт) посоавторствовать из кем-нибудь из начинающих писателей? Конечно, я не имею в виду взять "на буксир" безнадежного - но помочь таким образом автору, с вашей точки зрения, перспективному?"
Ольга Опанасенко.
************************* Здравствуйте, Марина и Сергей!
Спасибо за ответы на наши вопросы и за приглашение на Вечер Фантастики - мы с удовольствием примем участие в обсуждении предложенных вами тем (жаль, что только по е-мейл!). Белой завистью завидуем киевлянам - тем, кто придет на вечер в Дом Кино! ...
Возвращаясь к вопросам, предложенным вами для обсуждения: что касается "завтрашних тем" - нам кажется, что такие проблемы, как конфликт Государства и Личности, или проблема международного терроризма, например, или национальные и религиозные конфликты - все это еще долго будет актуально, и здесь для вас - огромное поле деятельности!
По поводу "явлений":
В процессе обсуждения
У нас сложилось мнение:
Дяченки, без сомнения,
В Фантастике - Явление!
Это так, "для затравки". А в качестве пародии посылаю вам свой очередной "опус". Он несколько перекликается с предыдущим стихотворением, так что я уж и не знаю, на кого пишу пародию - на вас или на себя!
Итак:
Любителям фантазии
Мы, пользуясь оказией,
Через посредство "Интернет"
Шлем самый пламенный привет!
Нас любопытство мучает,
И по такому случаю
Явиться каждый был бы рад
На виртуальный маскарад!
В воображеньи - ярче краски,
И вот - в толпе мелькают маски:
Мираж? Виденье? Или явь?
Кто это - Ведьма? Нявка? Навь?
Вот - на "дальфине" кто-то там:
Да это ж Лидка Сотова
Спешит поведать нам о том,
Какой нас ждет "Армагед-Дом"!
Вот - Сарны легкий силуэт,
Сааг вынюхивает след,
А Егерь здесь в жюри сидит
И их обоих чутко "бдит"!
Вот - длинная история
Про Эгерта и Торию,
И если сделать сериал,
То наберется полный зал.
Но их и так у нас немало:
Друзья! Оставьте сериалы!
Идей полно у вас и тем:
"Пусть не решить вам всех проблем" -
Но жанр любой имеет право
На жизнь - и это нам по нраву:
Пусть Робот, Маг и Человек
Шагают в двадцать первый век
Решать Фантастики задачи, -
А мы желаем вам удачи,
Романов новых будем ждать.
Вперед, ребята!
Так держать!!!
Ну вот и все. Будем рады, если это послание пригодится вам для Вечера Фантастики.
Еще раз - удачи вам!
Жанна, Виктор, Лена.
|
Vladimir Chtchetkine
|
# Дата: 16 Дек 2002 19:49
Добрый день!
Привожу письмо в адрес "Радуги" (копия отправлена нам).
Сергей.
***************************** Dear Raduga! Congratulations on yours 75-th anniversary providing your readers with the best what Sci-Fi has to offer! Please accept my warmest regards and best wishes as you"re passing your age of maturity and entering new era of the wisdom! I"m very thankful for your job on keeping together under one hood writers from different countries that used to compose Soviet Union. And although we"re apart now, I still believe that we represent one culture. Despite the fact that political and economical conjuncture separated us I deeply believe that one day we will be again one family, because we have too much in common. And from this prospective you represent the future of ours more than any Sci-Fi writers you have published! Once again, congratulations and my best wishes to you!
Vladimir Chtchetkine, Los Angeles, California, Chief Product Architect, Starbase/Borland Corporation
|
Валентина Гаташ
|
# Дата: 20 Дек 2002 18:32
Добрый день!
Вот еще мнения по теме. К сожалению, ответы пришли слишком поздно, и не смогли участвовать в дискуссии. Но она, дискуссия, может быть продолжена и после вечера в Доме кино...
Сергей.
***********************
Ответы на вопросы.
-- отечественная фантастика третьего тысячелетия -- есть ли новые идеи, открытия, явления? Если да -- то какие, если нет -- почему?
-- Я читала не так много современной фантастики чтобы делать глобальные выводы, но все-таки некоторые особенности обратили на себя внимание. 1. Некоторые авторы решают в своих произведениях современные и насущные проблемы, а инструментарий этого жанра открыто используют лишь в той мере, в какой это необходимо для заострения сюжетного конфликта или придания ему пикантности и читабельности. Не больше. То есть что-то вроде творческой "бритвы Оккама". Конечно, такой прием играет свою роль только при достаточно высоком уровне литературы и хорошем языке. В пример могу привести романы Марины и Сергея Дяченко и Андрея Валентинова.Эффект получается интересный. Это мне отчасти напоминает 70-е годы, когда масса талантливых писателей уходила в детскую литературу и детское кино, из-за чего они приобрели новое измерение. 2. Появилась плеяда авторов, произведения которых при внешней массовидности жанра, рассчитаны на образованного, интеллектуального и эстетствующего читателя. В общем это достаточно сложная игра "для своих", в которую можно играть, лишь обладая достаточно высоким минимумом познаний и получая удовольствие от разгадывания ассоциаций. Таковым, например, является преданный читатель Александра Зорича. 3.Симптоматичность успеха книг Ника Перумова, где под внешне предельной напряженностью сюжета, сложной иерархичностью героев и причудливой вязью сюжета явно просматривается строгая логика и холодная аналитичность автора. Его яростные книги четко, если так можно выразиться, сформулированы и тем самым вызывают доверие.
> -- какие темы фантастики могут заинтересовать читателей завтра?
-- Сложно ответить. В общем, я думаю, новое поколение тревожат вопросы адаптации к жизни. Пусть во многом эта тревожность и подсознательная. Нужно адаптироваться к плохой экологии, к утрате традиционной передачи опыта отцов, к осознанию, что ты не принадлежишь к стране "золотого миллиарда", к вероятности не найти свое место в жизни, к явным попыткам манипуляции со стороны сильных мира сего и так далее. Думаю, что юного читателя будут интересовать проблемы выживаемости в обществе. Если литература 19 века -- это был "путь наверх", в смысле в высшее общество, 20 -- "путь сквозь войны и революции", то 21 -- "путь к достойной жизни".
> -- какие претензии вы можете высказать к творчеству "зубров" -- на мой взгляд, к творчеству не может быть претензий, хотя бы потому, что оно -- плод подсознания. Какие к подсознанию претензии, если мы не знаем, что это такое. Стивен Кинг, например, один из своих ранних романов завершил абсолютно фантастической по тем временам сценой -- герой таранит самолетом небоскреб, где располагаются офисы ненавистной им организации. В связи с этим критика как раз и высказывала претензии в том смысле, что это уж чересчур фантастическая неестественная концовка.
С уважением, Валентина Гаташ
|
Вячеслав Астров-Чубенко
|
# Дата: 20 Дек 2002 18:37
Добрый день!
Вот еще - письмо и мнение по обсуждаемым вопросам.
Сергей.
***************************
Дорогие Марина и Сергей!
У нас тут были проблемы - тихо модем скончался, теперь купили новый и снова выходим на связь. Посылаем небольшое рассуждение Славика о фантастике - для заочной дискуссии, а также небольшое приветствие от нашего фестиваля.
Планета 8141 Nikolaev приветствует мастеров Рыцарей фантастики, их молодых оруженосцев, а также все почтенное столичное собрание!
На славном <Рубеже>, где <Магам можно все>,
Где <Око силы> светит <Чужим>, <своим> и <нашим>,
Где Одиссей Лаэртов <Святой бестселлер> пишет,
<Планета Николаев> желает всем добра,
:а также любви - читателей, издателей, критиков и прoчей космической и земной нечисти. :-)
Доброй Фантастики!
Вера Чубенко и Вячеслав Астров-Чубенко ****************************
Что день грядущий нам готовит?
Современную фантастику я недолюбливаю немножко по двум основным причинам. С одной стороны, многие авторы пытаются быть настолько оригинальными, что очень часто обманывают даже сами себя. И у них получается зачастую не какой-то оригинальный сюжет, а обыкновенная модная безвкусица. С другой стороны, по-моему, наоборот, сейчас установился какой-то такой негласный стереотип, что все уже открыто и ничего нового не придумаешь. Для того чтобы придумать что-то новое, нужно быть гением. В результате получается, что кто-то пытается подражать каким-то своим кумирам, кто-то просто слагает слова, лишь бы было красиво и модно. В итоге открытий не получается, получаются типовые серийные стрелялки или ужастики. По-моему, с этим порочным кругом пытается как-то бороться только научная фантастика. В других жанрах это делают гораздо меньше. Сегодня опять же пытаются сидеть на двух стульях те писатели, которые смешивают жанры. Пытаются впихнуть в одно произведение и научную фантастику, и фэнтези, и детектив, и так далее. Но чтоб это было качественно, писатель должен быть настоящим знатоком и того, и другого, и третьего жанра. Это получается буквально в единичных случаях. В основном появляется все та же модная стрелялка. Если она написана хотя бы хорошим языком, это как-то вытягивает, но на одном языке все равно далеко не уедешь. Все равно должна быть какая-то своя тема. А открывать всегда будет что. Во все времена. Это естественно. Это необходимое условие прогресса. Просто открывателей может не быть. Вот все. Открывать надо уметь. Что ожидает фантастику? Какие темы в перспективе? Все то же, что и в прошлом. Любые дискуссии и разговоры на кухне ? неблагодарное дело, все равно никто предугадать почти ничего не сможет. Все пророчества сбываются ровно в пределах теории вероятности. Можно просто исходить из общей истории развития человечества. Человечество вообще не изменяется по природе своей. Все меняется, люди остаются прежними, говорил Эйнштейн. Сколько оно существует, столько и проходит каждый человек в своей жизни одни и те же этапы развития. Исходя из этого, можно сказать: все что было, то и будет. Вряд ли что-то изменится (кроме техники и технологий). Будут миллионы графоманов, которые, подстраиваясь под кого-то, будут надиктовывать своим компьютерам (что уже давно умнее них) свои мегабайтные опусы, и тут же скидывать их на эмейл издателям, заваливаемым терабайтами подобной макулатуры, и настроивших свои компьютеры на ее удаление сразу по получении. Будут тысячи ремесленников, которые удовлетворяют интересы публики (а также киберпублики) и просто штампуют книги. Будут и единицы открывателей, которым достанутся нобелевские премии в литературе за что-то такое новое. Сегодня у нас существует еще одна глобальная проблема. Как вывести хорошего популярного писателя из нынешнего тупика, когда он вынужден писать два-три обыкновенных романа в год вместо того, чтобы издать миллионным тиражом одну хорошую книгу и спокойно год-два потратить на работу над следующей хорошей книгой? Почему сегодня у нас в Украине издается супертиражом ?Гарри Поттер? и получает такую раскрутку на телевидении? Ведь у нас сегодня есть писатели, которые на порядок выше. Ведь сегодня, я убежден, ?Долину совести? Марины и Сергея Дяченко необходимо изучать в школах, наряду с классиками (а возможно, и вместо классиков, которые просто в силу медленного темпа описаний неинтересны массе средних, так называемых трудных, подростков). А у нас в Украине не то что дети, учителя, преподаватели литературы вузов понятия не имеют о процессах в современной русскоязычной литературе. Все подавлено национальной идеологией с соответственно ориентированной однобокой, но вместе с тем перегруженной (и, как следствие, весьма убогой) гуманитарной школьной программой. В итоге ? нате, снова получается та же фальшь, которая была с идеей коммунистической. Но в отличие от публики, тупо смотрящей телевизор, которая в массе своей проглатывает все, что ей преподносят с экрана, публика читающая в массе своей способна думать и анализировать. Сегодня профессионалы черпают основную информацию из интернета, а массам доступна телереклама. Кто-то читает книги, кто-то газеты, кто-то электронную литературу, кто-то ? вообще ничего не читает, но телевизор смотрят все (ну, почти). Это уже, скорее, вопрос к издательствам, это их бизнес. Если хорошую книгу толково прорекламировать по телевидению, все: наутро писатель проснется знаменитым, а издатель богатым. Такой симбиоз книгоиздателей и телевидения сегодня просто необходим и, возможно, он станет тем фактором, который будет стимулировать развитие литературы и ее внедрение в массы в самом ближайшем будущем. Вячеслав Астров-Чубенко, писатель, город Николаев 15.12.2002
|