Ru Sci-fi Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Ответить - Поиск - Статистика - Опросы -  - Правила форума
marser.rusfforum.org / Новости / "Оцифрованный странник". Рецензия Данилкина на "Цифрового" в "Афише"
Автор Сообщение
sidorov

Администратор
# Дата: 2 Июн 2009 08:48
Ответить 


Лев Данилкин
Оцифрованный странник

Рецензия "Афиши"

14-летний Арсен Снегов, умный, предприимчивый аналитик и высококвалифицированный сетевой геймер, оказавшись в без­выходной ситуации, вынужден пойти на контакт с незнакомцем по имени Максим, чья «контора» занимается «перспективными разработками» «в области психологии, социологии, информатики». Арсену предлагается поучаствовать в конкурсе на занятие вакансии тестировщика компьютерных игр нового поколения: работа мечты в химически чистом виде. Есть и другие претенденты; чтобы выиграть конкурс, надо выполнить множество странных заданий, в которых так или иначе проявить качества манипулятора и способность защищаться от программирования своего сознания посторонними. После каждого успешно пройденного уровня Арсен получает от Максима некую «функцию», «утилиту», «программку», позволяющую, например, отличать ложь от правды, иметь неограниченный доступ к деньгам или к сексу. Расплачиваться не надо — просто продолжаешь играть и в какой-то момент на себе убеждаешься, что «энергия и материя могут быть трансформированы в информацию и перенесены с носителя на носитель». Став практически всемогущим, Арсен не может понять до конца только одно: тестировщик он все-таки или подопытный. Максим ободряет его: «А что до запаха паленого, то ведь каждому человеку судьба нальет столько литров удачи, сколько поместится в бензобак его смелости». Арсен, уверенный в своем иммунитете против манипуляций, охотно отдает ключ заправщику.

«Цифровой» — фантастический роман, герои здесь умеют слишком многое, но мир описан реальный, причем сильно ­изменившийся в последнее время; это фантасты Дяченко здорово зафиксировали. С обществом что-то происходит. В сети живет не только главный герой, но и его родители, и друзья; почти все либо играют, либо ведут дневники, озабоченные ­исключительно «топом «Яндекса». Пресловутый «бум блогосферы» — пространства, где свободные, оторвавшиеся от «носителей» виртуальные оболочки свободно обмениваются мнениями, — оказался вовсе не прорывом в мир свободы и меритократии. В «Цифровом» наглядно показано, что, по сути, образовалась еще одна операционная система, внутри которой прирожденные манипуляторы получили исключительные возможности управлять стадом, которое приходит в этот мир за «правдой», свободой самовыражения и информацией. Это не менее тоталитарный, чем любое закрытое общество, мир, где сильные в очередной раз нашли способ гуртовать слабых, где в любой момент можно активировать базовый двоичный код «свой — чужой» — и столкнуть кого угодно с кем угодно. И когда именно кому-нибудь придет в голову воспользоваться этой операционной средой, чтобы закошмарить все человечество разом, — вопрос не такой уж риторический.

В «Цифровом» есть момент, когда Арсен едет в метро и видит, как какая-то девушка читает книжку «Vita nostra» — Дяченко же и написанную. Несмотря на то что названия романов складываются в гаудеамусовскую строчку «Vita nostra brevis est» и что, некоторым образом, это таки дилогия, «Цифро­вой» — не прямое продолжение знаменитого позапрошлогоднего романа (в котором, напомним, некие силы заставили девушку Сашу Самохину поступить в таинственный Институт специальных технологий в городке Торпа, а затем принялись лепить из нее иное, высшее существо). Персонажи другие, но сюжет и проблематика явно рифмуются. И там и там молодые герои, по своим качествам представляющие идеальный материал для преобразования. Оба — романы шокового воспитания: инициация подростка во взрослом мире. Оба — истории о метаморфозе, о преодолении человеческого, о том, что процесс эволюции человека не завершен и что под определенным воздействием внутри человека может вылупиться совсем другая, обладающая невообразимыми возможностями сущность. Романы взаимодополняют друг друга, как теза и антитеза, две версии одной ситуации. В первом к трансформации принуждают, во втором — соблазняют. Первый про то, как героиню ломали, но не сломали, а закалили — и дали ей по-настоящему реализоваться, «прозвучать», обрести настоящую свободу. Второй про то, как героя изящно соблазнили всемогуществом, втянули в чужую игру и закатали в цифру. Вытекающий из соположения двух романов парадокс: похоже, чтобы стать свободным, надо сначала посидеть в тюрьме; сажайте, и вырастет.

Интересно, что одна из игр, которую Арсену предлагается тестировать, — версия «Преступления и наказания»: «Цифровой» намеренно спроецирован на Достоевского. По сути, Арсен повторяет маршрут Раскольникова, ему тоже нужно решить, тварь он дрожащая или право имеет, и для этого тоже переступить через кого-то. Да, не убить, а использовать, но в какой-то момент выясняется, что реальность и виртуальный мир взаимо­проницаемы, и «использование» по сути оказывается именно убийством. Переводом на другие носители.

«Цифровой» описывает мир, превратившийся в рай для за­маскированных манипуляторов, исследует феномен манипуляции, но это не манифест против манипуляции вообще. Какой там манифест; как и «Вита ностра», «Цифровой» и после финала сохраняет свойства черного ящика. История, да, завершилась, но это не басня, из которой можно извлечь очевидную мораль; скорее притча о человеке, возомнившем себя равным существам более высокого порядка — и поплатившемся за это. Правда ли, что опыт Арсена действительно отрицательный? В какой момент вообще он сделал что-то не так? Кто на его ­месте поступил бы по-другому? За что можно расплатиться свободой воли? Оправдана ли манипуляция во благо?

Умный роман, выстроенный как череда захватывающих психологических экспериментов, генерирует каверзные вопросы и сильно выигрывает еще и за счет хорошо вычисленного героя — настоящего героя-нашего-времени, с которым легко отождествиться и за которым интересно наблюдать в экстремальных обстоятельствах. И разумеется, Марина и Сергей ­Дяченко (несомненно, обладатели или по крайней мере представители Сверхинтеллекта: «Армагед-Дом», «Пандем», «Пещера» и «Долина совести» убедят в этом кого угодно) тоже в известном смысле манипуляторы, соблазняющие читателя «быстрым» сюжетом и эффектными фантастическими допущениями. Однако они не программируют сознание и не запускают внутрь никакой идеи-вируса. Скорее, наоборот, активируют иммунитет — ну и в перспективе создают среду, в которой у тебя больше шансов выжить.

Начало -
Ваш ответ
Bold Style  Italic Style  Underlined Style  Image Link  URL Link  Insert YouTube video  Empty quote 
:) ;) :-p :-( Ещё смайлики...  Отключить смайлики в сообщении
#610B38 #DF0101 #8A4B08 #FF8000 #0B610B
#01DF01 #01DFD7 #08088A #2E2EFE #7401DF
#DF01D7 #585858 #BDBDBD #D0A9F5 #A9D0F5
Ochrana proti spamu. Napi№te prosнm инslici иtyшi:

» Логин  » Пароль 
Введите Просто введите уникальный Логин.

 
На форуме: Гостей - 1
Участников - 0
Рекорд одновременно присутствующих на форуме, Всего: 254 [26 Дек 2019 20:29]
Гостей - 254 / Участников - 0


Поддержка: miniBB™ © 2001-2020